Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная активная, быстроразвивающаяся, динамично изменяющаяся общественная жизнь требует от личности способности к саморазвитию, высокого уровня адаптивности, креативности и целеустремленности. И немаловажную роль в этом играет воображение как многофункциональный процесс, участвующий в познании, обеспечении продуктивности созидательной и профессиональной деятельности, прогнозировании, планировании будущего, мотивировании личности, адаптации, саморазвитии личности, создании и поддержании Я-концепции, реализации психологических защит личности.
Актуальность исследования обусловлена высокой ценностью воображения в жизни каждого человека, ценностью научных знаний об этом психологическом феномене.
Проблема воображения волновала мыслителей со времен Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель предпринимали попытки раскрыть сущность воображения. Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов ХХ века (Е. Торренс, Дж. Юлли, М. Кетчиол, С. Ариети, С. Парнс и др.)
Отечественные авторы с разных точек зрения рассматривали сущностную целостность воображения и его структурное разнообразие (Л. С. Выготский, Л. Н. Коган, Я. Л. Коломенский, Л.С. Коршунова, Л.С. Рубинштейн и др.).
А.В. Иванова считает, что в современной науке систематизированы и обозначены следующие научно-психологические аспекты изучения воображения: когнитивно-процессуальный; побудительно-мотивационный; воображение как фактор развития личности; воображение как профессионально важный фактор, дифференциально-психологический, событийно-ситуационный. Раскрыты трактовки и преимущественно изучаемые в каждом из аспектов функции воображения. Обозначены противоречия, сложившиеся в современной психологии воображения, к которым можно отнести:
- между отнесением воображения к высшим психическим функциям, познавательным процессам и преимущественным акцентированием роли воображения только в совладающем поведении;
- между концентрированием внимания исследователей на роли воображения в развитии и самосовершенствовании личности и преимущественным изучением воображения у детей и подростков;
- между декларируемой необходимостью изучать различные проявления воображения и концентрацией внимания исследователей на произвольном виде воображения;
- между констатацией связи воображения и особенностей ценностей и потребностей личности и ограниченностью исследований, специально посвященных характеристикам воображения в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности [11].
Именно противоречия и делают проблему изучения воображения по-прежнему актуальной.
Целью нашего исследования является изучение особенностей исследования воображения с помощью проективных тестов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности воображения как психического процесса;
- изучить специфику исследования воображения;
- обосновать возможности проективной диагностики в исследовании воображения;
- провести эмпирическое исследование воображения посредством проективных тестов.
Объект – воображение и способы его исследования.
Предмет – возможности проективных тестов в исследовании воображения.
Для достижения цели мы использовали теоретические (анализ, обобщение, абстрагирование, синтез, генерализацию) и эмпирические (проективные тесты) методы исследования.
Мы выдвинули гипотезу исследования, которая заключается в предположении, что проективные тесты являются эффективным и действенным инструментом в исследовании воображения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ
1.1. Особенности воображения как психического процесса
Воображение – это один из базовых психических процессов, многоплановая психическая деятельность, имеющая чувственное и логическое содержание. Её свойства определяются атрибутивными компонентами психики (временем, пространством, энергией, информацией), совокупная преимущественная активность которых обусловливает его возникновение и функционирование. Воображение трактуют как процесс, который призван получить, формировать нечто новое, оригинальное (в отличие от других познавательных функций) [12].
В философско-логической области характеристику воображения можно найти в трудах Э.В. Ильенкова. Согласно его работам, в истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть его во всем многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом [13].
Е. И. Игнатьев рассматривает основные признаки процесса воображения, замечая, что «в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [8, с. 14].
В воображении создаются новые образы посредством приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Т.е. воображение основывается на имеющемся у человека опыте. Для того чтобы начать воображать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. В воображении и фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве [9].
Преимущественная область активности воображения связанна с социальной сущностью и является знаково-символической, смысло-образующей интегративной деятельностью. Уровень развития воображения, по мнению М.Г. Пирожковой, можно определить с помощью динамических (процессуальных) и содержательных (структурных и смысловых) характеристик [20].
В современной науке имеются различные классификации воображения. Их краткое описание сделал в своей книге Е. Ильин [10]. Например, он выделяет пассивное и активное воображение. Пассивное воображение является примитивной формой и может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренное воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, совершающейся под влиянием малоосознанных потребностей, влечений без сознательного вмешательства человека. Образы воображения трансформируются как бы самопроизвольно, не формируются с помощью произвольного воображения, поэтому здесь отсутствует оперирование ими. Такое пассивное воображение имеет место при ослаблении деятельности сознания при его расстройствах, во время сна (в сновидениях), в дремотном состоянии человека. В пассивном воображении преобладает аутистическое мышление, а логические связи как бы разорваны. Здесь скорее следует говорить о квазивоображении.
Пассивное преднамеренное воображение (грезы) создает образы, не связанные с волей, с попыткой воплотить их в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует о дефектах развития личности, о ее одиночестве, фрустрированности. Активное (истинное) воображение – это намеренный и сознательный процесс, при котором образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе человек.
Четкую границу между активным и пассивным воображением провести трудно. Всегда остается вероятность их взаимопроникновения.
Активное воображение, в свою очередь, можно разделить на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое (преобразующее). Такое деление правомерно, но часто относительно. Воспроизводящее воображение не связано с созданием нового образа объекта. Это может быть переложение по-новому прочитанного, например когда школьник пишет сочинение на заданную тему или когда создается римейк по сюжету какого-то фильма. Воссоздающее воображение проявляется при создании предмета по чертежу. Моя двухлетняя внучка «делала» с помощью лопатки и ведерка «куличики» дома на полу и всем с гордостью показывала, какие они получились красивые, и т. д. [10]
Таким образом, воображение функционирует, черпая ресурсы для новых образов из жизненного опыта индивида, его влияние на социальную жизнь весьма велико: это и создание новых способов ориентировки и преодоления ситуаций, и моделирование, планирование будущего, и способ реагирования и пр.
1.2. Специфика исследования воображения
Современная психология исследует воображение в разных аспектах и с разных подходов.
В когнитивно-процессуальном аспекте (Л. С. Выготский, О. И. Никифорова и др.) исследователи рассматривают воображение как высшую психическую функцию, высший познавательный процесс, необходимый элемент творческой деятельности человека. В данном аспекте процесс воображения рассматривается наряду с мышлением и памятью. На современном этапе изучения воображения его относят к универсальным сквозным психическим процессам, оно выступает необходимым условием
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакарова Э.Г. Теоретический анализ проективных методик // Известия Саратовского университета. 2018. № 2. С. 178-183.
2. Ашимов А.А. Психодиагностика и проективные методы исследования личности как важнейшая форма психологической практики // Вестник КазНМУ. 2013. №3-2. С.
3. А. Я. Психология. URL: https://azps.ru/tests/tests3.html (дата обращения 05.04.2022)
4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002. 352с.
5. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 364 с
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк : Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 90 с.
7. Гладыш А.А. Анализ и систематизация методик развития воображения младших школьников // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №3. С.
8. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М. : Знание, 1968. 32 с.
9. Игамова И.С. Воображение как психический процесс и формы его проявлений // Проблемы науки. 2020. №4 (52). С. 68-72.
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 444 с.
11. Иванова А.В. Теоретико-психологические аспекты изучения видов воображения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2016. № 14. С. 10-15.
12. Киселёва С.Л. Воображение как универсальная способность человека // Вестник ПСТГУ. 2015. №4 (39). С. 122-134.
13. Киселева С.Л. Понимание природы воображения в трудах Э.В. Ильенкова // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. 2016. № 2. С. 135-141
14. Кряжева К.Л. Воображение и мышление как показатель развития индивидуально-творческих способностей // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 57-60.
15. Лобанов А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии. Минск : БГПУ, 2014. 144 с.
16. Макарова Л.Н., Рожкова С.В. Диагностический инструментарий оценки развития креативного мышления студента // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 179. С. 7-19.
17. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3 Психодиагностика. М.: Владос. 2020. 631 с.
18. Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 67-77.
19. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961. 47 с.
20. Пирожкова М.Г. Психологические особенности структуры воображения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2001. 24 с.
21. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса ; Общ. ред. О.В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. 392 с.
22. Рожков Н. Т. Психоаналитическая педагогика: теория и технологии: монография. Орел: Изд-во МАБИВ, 2013. 266 с.
23. Рощин С.П., Барбашова Н.А. Творческое воображение, сущность содержания // МНИЖ. 2019. №5-2 (83).
24. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М. : Изд-во МГУ, 1980. 174 с.
25. Федорова Т.В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 13. С. 276-283.
26. Шинкарева Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 1053-1055.